АРТЕМ ПОДДУБИКОВ - CЪЕМКА ВИДЕО

'Шахматы'

Bпрошлой статье ты узнал что такое крупность планов и какие бывают планы. Если ты не читал предыдущую статью, то сначала прочитай ее 'Ходить наперед'. Теперь пришло время стать гроссмейстером и узнать в какой последовательности выстраивать планы.

Последовательность планов — это про монтаж. Монтаж — это соединение отдельных частей в единое целое. Он различается:
  1. По крупности;
  2. По движению героя;
  3. По движению камеры;
  4. По восприятию окружающего пространства;
  5. По звуку.

Если ты будешь знать как делать монтаж, то еще на этапе подготовки сможешь выстроить планы таким образом, что любая серия станет выглядеть эффектнее и легче восприниматься зрителем.
1) Монтаж по крупности.
В нем планы меняются от крупного к мелкому или обратно.

Чтобы данная техника монтажа смотрелась эффектно, планы выстраиваются через один: супер общий план, потом второй средний план или средний план, а потом супер крупный план.
В этом случае зритель лучше считает информацию и ему будет комфортно смотреть на то, что происходит.

2) Монтаж по движению героя.
В нем планы меняются, ориентируясь на направление движения героя.

Сначала рассмотрим как делать неправильно: в одном плане герой бежит влево, а в следующем плане бежит вправо.
Эти планы выглядят хаотично и зрителю тяжело воспринимать смену движения.

Теперь как делать правильно: в одном плане герой бежит влево, потом на камеру, а в следующем плане бежит вправо.
При таком построении планов движения героя выглядят гармонично, поэтому легко воспринимаются зрителем.

3) Монтаж по движению камеры.
В нем планы меняются, ориентируясь на направление движения камеры. В этой технике монтажа работают те же правила, что и в монтаже по движению героя.

Допустим, герой на протяжении всей сцены бежит вперед и расположен в середине кадра. Тогда в одном плане камера двигается вправо, потом статично направлена на героя сверху, а в следующем плане двигается влево.

Таким образом можно добиться, чтобы даже однотипные действия выглядели интересными и приковывали внимание зрителя к происходящему.

4) Монтаж по восприятию окружающего пространства.
В нем планы меняются, ориентируясь на то, что окружает героя.

Это делается с разных ракурсов и с разной крупностью планов: в одном плане показывается герой в пространстве (фокус на герое, пространство размыто), в другом плане показывается пространство, в котором находится герой (фокус на пространстве, герой размыт).

Или так: в одном плане показывается герой на уровне грудной клетки, в другом плане герой показывается сверху.

5) Монтаж по звуку.
В нем планы меняются под ритм композиции. Если быть точным, то планы сменяются на бит. Под битом имеется в виду ярко-выраженный участок аудиотрека.

Звуковое сопровождение играет важную роль в видео. Оно может усилить момент, передать настроение персонажа или атмосферу места. Создать ощущение тревоги или радости, придать планам больше динамики или спокойствия.

Теперь, когда ты знаешь крупность планов и как их выстраивать, ты сможешь создать интересную серию.
В процессе подготовки к съемке задавай себе вопросы:
  • «Какой я буду делать монтаж?»;
  • «Почему я снимаю именно так?»;
  • «Будет ли работа выглядеть интересной, если я выстрою планы таким образом?».

Ответы на эти вопросы помогут понять в правильном направлении ты двигаешься или стоит скорректировать свой маршрут. Не забывай, любое правило можно нарушать, поэтому не стоит воспринимать их как догму!

НЕСКОЛЬКО ЛАЙФХАКОВ ПО МОНТАЖУ:

  1. По возможности сокращай количество сцен и их продолжительность. Пускай зритель сам додумывает историю;
  2. Создавай точку внимания в каждом плане;
  3. На кадрах с прямым контактом (глаза в камеру) герой не должен моргать. Таким образом контакт будет выглядеть личным и может сильно повлиять на зрителя;
  4. Смена планов выглядит эффектно, если делать это на пике эмоций, либо сразу после них;
  5. Все планы должны быть связаны между собой по смыслу;
  6. Каждый план должен отвечать на вопрос предыдущего или рассказывать о том, что произойдет дальше;
  7. Такая смена планов, как первый средний план, а затем крупный план, очень сильно воздействует на зрителя на уровне подсознания;
  8. Эффектно смотрится, когда герой начинает движение в определенном направлении в одном плане, а заканчивает движение в этом же направлении в другом плане;
  9. У большинства людей левая сторона ассоциируется с началом движения, а правая с его окончанием.
Практика
Made on
Tilda